ASBUKA.RU

Электронная почта написать письмо

Поддержка: Viber, Whats Up, WeChat +79154464114

Сегодня:
15 декабря
23:30:20

О центре :: Услуги :: Добавить свой магазин :: Продать файл :: Оплата :: Сотрудничество :: Вакансии :: Партнеры :: Доставка

Классификатор:

Образование

  Контрольные

История

 

 

Образование :: Контрольные :: История

Екатерина Великая

 

 

Екатерине Алексеевне явно не везло с оценкой  ее  царствования ни в дореволюционной, ни тем более в советской историографии. Еще в годы ее правления современники отмечали немало темных пятен, затмевавших в их глазах то положительное,  что было связано с ее именем.

Во-первых, она была чистокровной  немкой,  и  видимо,  национальная гордость не  позволяла  давать  ее царствованию объективную оценку. Во-вторых, она не имела никаких прав на престол и отобрала корону у собственного супруга.  В-третьих, на ее совести,  если не прямо, то косвенно, лежит печать ответственности за смерть не только супруга, императора Петра  III, но и законного претендента на престол Иоанна Антоновича. Наконец, нравственность Екатерины не вызывала восторгов ни у современников,  ни у историков.  И все же правление ее, прежде всего,  сопряжено с достоинствами и достижениями, позволяющими возвести ее в ранг выдающихся государственных деятелей России.


Глава 1. Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России.

 

    Попробуем разобраться в фактах, проследив, какие именно идеи лежали  в  основе политики Екатерины и как она претворяла их в жизнь.

     Вторая половина  ХVIII столетия в России связана с именем  императрицы Екатерины II Великой, чье правление составило эпоху в истории страны, поскольку царствовала она  34 года, с 1762 по 1796.

     Политика Екатерины II, получившая название просвещенного абсолютизма, в России, как и других странах Европы, являлась формой самодержавия, для  которой  характерными  были следующие особенности: осуществление ряда реформ,  обусловленных зарождением и развитием в стране буржуазных  отношений  и обострением классовых противоречий; при этом проведение некоторых мероприятий должно было, с одной стороны, предотвратить народное движение против системы крепостничества, а с другой - облегчить приспособление дворянства, в руках которого оставалась вся полнота власти,  к нарождающимся буржуазным отношениям. Самодержавие признавалось единственно  правильной  формой правления для  такой  необъятной империи,  как Россия;  всякое иное правление  считалось  не только  вредным, но и разорительным. Таким образом, используя  популярность  идей передовой Европы,  изображая свою деятельность как "союз философов и государей", на деле просвещенная русская императрица следовала главной цели - всячески укрепляла и оберегала господство правящего класса - дворян.

     Главной идеей всего царствования  Екатерины  стало  укрепление авторитета верховной  власти и  совершенствование  государственного аппарата, направленное на то, чтобы сделать его более гибким,  послушным и централизованным. Это была  традиционная  политика  любого абсолютного монарха. Решая эту задачу, Екатерина II превосходно использовала и новейшую политическую литературу, приспосабливая передовые, умные и модные идеи к тем социальным отношениям, которые были основой самого абсолютизма.

    Наиболее яркими проявлениями политики просвещенного абсолютизма явились  Комиссия  по составлению проекта нового Уложения и "Наказ", написанный Екатериной II специально для депутатов этой Комиссии.

    Действовавшее Соборное  уложение  1649 г.,  принятое  еще  при Алексее Михайловиче,  безнадежно устарело.  У Екатерины II были все основания сказать,  что во время ее восшествия на престол Россия не имела надлежащих законов. И потому естественно, что у нее появилось желание собственноручно заняться проблемой законодательства -  просвещенная императрица  хотела  показать себя всей Европе.

    Объявив отсутствие законности первым злом русской жизни, а законопослушание назвав  основной  добродетелью не только подданного, но и монарха,  Екатерина взяла на себя труд и  инициативу  написать "Наказ" и  внесла  в  него самые передовые,  либеральные и гуманные идеи того времени. Используя идеи французских энциклопедистов,  она начала писать "Наказ" Комиссии по составлению  Уложения.  Екатерина излагала свои  взгляды  на такие важные вопросы,  как монархическая власть, законы,  преступления и наказания, народное хозяйство, воспитание, наследственное право, суд и расправа, наследие и кодификация, крепостное право.

     В первоначальном  варианте "Наказ" проводил две основные идеи: постепенное, растянутое на 100 лет освобождение  крестьян  (видимо, крепостных думали  освобождать  в  момент  продажи помещиками своих имений) и необходимость закрепления  за сословиями  их  прав,  т.е. юридическое оформление сословий в России.

    Он признает  необходимость для России самодержавной власти монарха в виду обширного пространства Империи и разнообразия ее  частей, но целью самодержавного правления является не то  "чтоб у людей отнять естественную их вольность,  но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра". Власть всех правительственных учреждений должна быть основана на законах и должно  сделать так, "чтобы  люди боялись законов и никого бы кроме их не боялись". "Наказ" высказывается в пользу веротерпимости и против  религиозных преследований, принципиально  против  рабства,  хотя в царствование Екатерины половина жителей состояла из крепостных "рабов", лишенных почти всех гражданских и человеческих прав.

     Через всю  законодательную  деятельность Екатерины II проходит один постоянный мотив - примат земледелия  перед всеми другими "родами" деятельности, что и отразила она в своем "Наказе": “Земледелие есть первый и главный труд,  к  которому поощрять людей должно, вторый есть рукоделие из собственного произращения". /ст. 313/.

Настоятельно в ее политике звучит также мотив о свободе  торговой и промышленной деятельности - "торговля оттуда удаляется,  где ей делают притеснения и водворяется там, где ея спокойствия не нарушают" /ст. 317/; не менее решительно выступала Екатерина против откупов и монополий: "Во многих землях, где все на откупу правление государственных сборов разоряет торговлю своим неправосудием, притеснениями и чрезмерными налогами" /ст. 319/.

     Самым уязвимым местом "Наказа" считается решение им крестьянского вопроса.  В первоначальном варианте "Наказа", который императрица давала читать вельможам для критики, крестьянскому вопросу было уделено больше внимания и решался он  более  радикально,  чем  в опубликованном тексте.  Из  сохранившихся  черновиков видно,  что в "Наказе" говорилось о желательности освободить рабов от личной  зависимости, оставив помещикам право на часть их труда, о возможности разрешить крестьянам обретать свободу за выкуп. Однако общее одновременное освобождение крепостных ее пугало,  и  она  искренно  была убеждена, что  "не должно вдруг и через узаконение общее делать великаго числа освобожденных".  Но в то же время она искренно  желала облегчить положение "рабов",  т.е. крестьян, и уничтожить "рабство" в своей империи.

     Екатерина по  вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях,  а в политике внешней отказалась следовать  за своими предшественниками,  Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты ее деятельности по своему существу были таковы,  что завершили собой именно традиционные стремления  русского  народа  и правительства. При Екатерине дворянство становится не только привилегированным классом, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и классом,  господствующим в уезде - в качестве землевладельческого класса, и в общем управлении - как  бюрократия.  Параллельно  росту дворянских прав  и  в  зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян.  Расцвет дворянских привилегий соединялся с расцветом крепостного  права.  Поэтому  время Екатерины II было тем историческим моментом,  когда крепостное право достигло  полного  и наибольшего своего развития. Таким образом деятельность Екатерины в отношении сословий была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя,  какие развивались в ХVIII веке. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям,  завещанным ей от ряда ближайших ее предшественников,  и довела до конца то, что они начали.  Напротив,  в политике внешней  Екатерина  была прямой последовательницей Петра Великого, она сумела, как и он, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи.

     В 1767 г.  Екатерина II созывает Уложенную комиссию,  т.е. комиссию для составления проекта нового Уложения. Об этом было объявлено манифестом 14 декабря 1766 г.

     До сих пор в исторической литературе не смолкают споры о  том, зачем верховной  власти  понадобилось  созывать Уложенную комиссию. Говорят, будто этот шаг был сделан под влиянием французских просветителей,  что императрица устроила грандиозное шоу для Европы, дабы опровергнуть слухи о варварстве России,  что Комиссия  должна  была ослабить социальное напряжение и расширить базу самодержавия. Однако не стоит забывать о традиции Земских соборов, собираемых властью в ситуациях, требовавших радикальных решений,  и  нельзя забывать о горячей вере людей ХVIII в.  во всемогущество законов,  точнее,  их желании выработать  такое законодательство, которое поможет построить  идеальное общество и государство.

     Созывая  комиссию  по созданию нового Уложения,  она надеялась создать такое законодательство, которое не только фиксирует права и обязанности граждан,  не  только поставит деятельность правительственных органов на "твердое основание  законов",  но  и  водворит  в стране "всеобщее  благоденствие".  Однако  Екатерине  не удалось не только "водворить" благоденствие, но даже создать новое Уложение. И дело заключалось  не в одной "непросвещенности" общества и неподготовленности его к восприятию новых идей (хотя и это  имело  место), но и в том, что и само правительство было не выше общества - оно не только не хотело,  но и не могло затронуть существующие  социальные отношения, ограничить самодержавие,  которое увенчивало эти отношения.

     Наказы дворянства  содержали следующие пожелания:  ограничение вмешательства государства в дела собственников, и одновременно создание государственной системы поддержки (дворянство требовало, чтобы на случай неурожаев, которые были нередки, создавались государственные страховые запасы хлеба);  отмена Табели о рангах (т.е. требование равенства, за это особенно ратовало мелкопоместное, неродовитое крестьянство);  ужесточение мер в отношении непослушания крепостных крестьян.

     Дворянские  наказы содержали стремление закрепить существующее положение, а также вытеснить из сферы сельскохозяйственного  производства другие заинтересованные сословия. Оно стремилось в частности противодействовать попыткам купечества получить новые  источники благосостояния, правовой статус и престиж в обществе. Одним из конфликтов, отраженном в депутатских наказах, было стремление предпринимателей интегрироваться в  феодальную  систему отношений (покупка привилегий для использования их в интересах  торгово-предпринимательской деятельности). Обращают на себя внимание и конфликты, связанные со стремлением купечества приобрести земли и крестьян к промышленным предприятиям. Дворянство  в свою очередь аппелировало к государству с целью  добиться  законодательного  запрещения  подобных тенденций,  остаться монополистом  во владении крепостными. В области торговли дворянство стремилось к ограничению или полному запрещению "неуказной торговли" разночинцев  и крестьян.  Таким образом, стремления дворянства были направлены на сохранение и даже усиление существующих социальных порядков,  на возврат к тем положениям, которые устарели, под влиянием  реальных условий  изменялись,  прежде всего  в области регулирования экономических, рыночных отношений.

    Все это сочеталось со стремлением правящего сословия  выступать  от имени всего общества и представлять  его интересы в законодательной ассамблее.

    Если дворянство  требовало для себя исключительного права владеть крестьянами, то купцы требовали такого же исключительного права производить торговлю.

    Интересно, что наказы, которые шли снизу, от горожан, сельских обществ и т.п., были гораздо прогрессивнее. В наказах с мест требовали: всесословного  участия  в местном самоуправлении;  ликвидации сословных различий и "приведения разного звания народу в содружество"; обеспечения веротерпимости;  учреждения академий,  университетов, гимназий,  городских и сельских школ и т.п. Важно, что предлагалось при  церквах учредить школы для крестьянских детей,  обучать также грамоте и взрослых крестьян-мужчин.

     Важнейшая особенность городских наказов состояла в  отсутствии требований отменить  крепостнический режим или заменить самодержавный строй более демократическим: напротив, горожане претендовали на дворянские привилегии - освобождение от телесных наказаний, предоставление права владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленникам покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян и крестьян.

     Но в  целом  в  наказах  преобладал  дворянский консервативный настрой. Свести воедино столь  разные  интересы  не  представлялось возможным. Работа предстояла неподъемная,  а депутаты оказались под влиянием взаимоисключающих факторов:  Екатерина требовала  перехода на европейские устои, а наказы с мест в большинстве были направлены на укрепление крепостничества, корпоративности и т.п.

   Комиссия не выполнила своей прямой и непосредственной задачи - она не только не выработала новый кодекс законов устаревшего Уложения 1649 г., но даже не закончила рассмотрения  всех вопросов, подлежащих ее обсуждению. Напротив, общее настроение большинства депутатов ясно отразило неготовность  общества  к  принятию радикальных нововведений. Это подтверждают и наказы депутатам, которые сохранились и отразили те предложения и просьбы, с которыми сословия аппелировали к высшей власти.

   Екатерина поняла,  что  Комиссия не способна  выработать новый кодекс законов, но получила от  многочисленных  заседаний депутатов то, что хотела: выяснила  положение и  настроения различных классов русского общества, убедилась в том,  что  дворянство  полностью  ее поддерживает и является ее главной социальной опорой, а олигархические устремления некоторой части аристократов не имеют поддержки со стороны широких слоев дворянства.  Созыв  Комиссии  помог Екатерине решить и важную политическую задачу -  укрепить в значительной мере авторитет правительства  и самой императрицы. Поскольку на  заседаниях депутатов выявились острые классовые  противоречия,  то Екатерина, разумеется,  не хотела, чтобы  официальная  правительственная Комиссия превратилась в арену открытых   социальных столкновений.

     И все же можно сказать,  что работа Комиссии не пропала даром. Содержание местных  наказов и суждения депутатов Комиссии дали правительству богатый материал для ознакомления с нуждами и пожеланиями разных групп населения,  и эти материалы правительство могло использовать в будущем для своей реформаторской деятельности.  Комиссия, по словам Екатерины,  "подала мне свет и сведения о всей империи, с кем дело иметь и о ком пещись должно".

    Значительно последовательнее  и  успешнее  Екатерина II решила проблему местного управления. Причина этого заключалась не только в том, что  крестьянская война показала слабость местной власти и напугала правительство.  Мысль законодательницы и раньше  работала  в этом направлении. Еще в инструкции губернаторам в 1764 г. Екатерина высказала некоторые принципиальные идеи,  которые затем легли в основу реформы 1775 г., и были затем дополнены и развиты в Жалованной грамоте городам 1785 г. Дело также и в том, что самодержав сие вообще охотнее и смелее реформирует местное управление,  поскольку это  не особенно затрагивает  самое  монархическую власть,  ее основы.  Это особенно характерно для поздних этапов  истории  абсолютизма,  хотя проявлялось и при Екатерине II: чем ближе к капитализму, и следовательно, развитее общественное самосознание,  тем  больше  опасности любой реформы центральной власти,  проводимой в "духе времени", подорвать устои самодержавного строя.  7 ноября 1775 г.  было принято "Учреждение для управления  губерний  Всероссийской империи" - одно из наиболее удачных, продуманных и детально разработанных мероприятий Екатерины II, причем ее личная роль в подготовке данной реформы бесспорна. Она не только изучила  русскую  историческую  традицию в местном управлении,  но и практику западноевропейских стран, новейшую юридическую литературу.

   Отметим две стороны данной реформы,  важные для характеристики социальной политики самодержавия:

    - создание в масштабе уезда и губернии  дворянских  обществ  и органов дворянского самоуправления,

    - передача местной земской власти в ведение выборных представителей дворянства: капитан-исправников и заседателей.

  Самой сильной и последовательной стороной "просвещенной" политики Екатерины, в которой наиболее полно проявилось влияние просветительской философии, обычно считают поддержку науки и просвещения, литературы и искусства. "Золотым веком" называют историки и искусствоведы период  правления  Екатерины II за тот огромный рывок в духовной сфере, который ощущался во второй половине ХVIII века и повлиял на культуру России всего ХIХ и начала ХХ века,  называемого, в свою очередь, "серебряным веком" российской культуры.

    Вторая половина ХVIII века является важным периодом в развитии русской культуры,  причем  российскому  абсолютизму  принадлежала в этом процессе значительная и инициативная роль.

   По инициативе правительства были проведены следующие мероприятия: учреждение при Академии  наук  особой  Российской академии для изучения языка и литературы, расширение Академии художеств, образование придворного Эрмитажа, приглашение русских и иностранных архитекторов для постройки дворцовых зданий.  Этот  перечень можно было бы и продолжить: открытие ученых обществ, создание большого количества новых журналов, прогрессивная книгоиздательская политика, поощрение музыкальной и театральной культуры и пр.

    В литературе  отмечалось,  что роль самой Екатерины II во всех этих начинаниях весьма значительна.  Обладая незаурядными и разносторонними способностями  и  к  тому  же  ревниво относясь ко всякой частной инициативе, Екатерина хотела во всех областях культуры сказать свое  слово,  возглавить  процесс,  определить направление его развития. И здесь Екатерина стремилась к тому же единовластию,  как в общественной  и  государственной  жизни. Время Екатерины было временем пробуждения научных,  литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции.  В  Петербурге  была открыта первая в России публичная библиотека. В 1765 г. по инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество,  которое ставило своей главной мыслью исследование положения сельского хозяйства в России и выпустило длинную  серию своих "Трудов".  При Екатерине началась научная работа в области русской истории;  с одной  стороны,  производилось собирание и издание исторических источников, с другой, обсуждался и оценивался общий ход исторического развития России - труды  Миллера и Шлецера, князя М.М. Щербатова и Болтина.

Екатерина по  вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях,  а в политике внешней отказалась следовать  за своими предшественниками,  Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты ее деятельности по своему существу были таковы,  что завершили собой именно традиционные стремления  русского  народа  и правительства. При Екатерине дворянство становится не только привилегированным классом, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и классом,  господствующим в уезде - в качестве землевладельческого класса, и в общем управлении - как  бюрократия.  Параллельно  росту дворянских прав  и  в  зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян.  Расцвет дворянских привилегий соединялся с расцветом крепостного  права.  Поэтому  время Екатерины II было тем историческим моментом,  когда крепостное право достигло  полного  и наибольшего своего развития. Таким образом деятельность Екатерины в отношении сословий была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя,  какие развивались в ХVIII веке. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям,  завещанным ей от ряда ближайших ее предшественников,  и довела до конца то, что они начали.  Напротив,  в политике внешней  Екатерина  была прямой последовательницей Петра Великого, она сумела, как и он, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи.

    В последние  годы  правления Екатерины II ее репутация просвещенной императрицы заметно  потускнела.  Напуганная  революцией  во Франции и  антифеодальными выступлениями в собственной стране,  она отреклась от лозунгов свободы, равенства и справедливости и открыто выступила с  правительственными репрессиями против  русских просветителей, против проявлений в стране любых форм вольнодумства.

   Таким образом,  используя популярность идей передовой  Европы, изображая свою  деятельность  как "союз философов и государей",  на деле просвещенная русская императрица следовала главной цели - всячески укрепляла и оберегала господство правящего класса - дворян.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка деятельности Екатерины в            исторической литературе.

 

Для Екатерины наступила историческая давность. Это налагает некоторые особые обязательства на мысль, обращающуюся к обсуждению ее деятельности, устанавливает известное отношение к предмету, подсказывает точку зрения. В ее деятельности были промахи, даже крупные ошибки, в ее жизни остаются яркие пятна.

Царствование императрицы Екатерины - это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределы людского века, не кончаются с жизнью своих творцов. Екатерину и по смерти ее восхваляли или порицали, как восхваляют или порицают живого человека, стараясь поддержать или изменить его деятельность.

     Баловнем судьбы  Екатерину  II  можно назвать лишь в период ее царствования. После смерти недруги набросились на нее с  нападками, изумившими близко знавших царицу современниками.

     В одном случае личность Екатерины  не  оставляет  равнодушными историков, политиков  и  писателей вот уже два века,  в другом - ее роль в истории России преднамеренно замалчивается.

     Уже в  1767 году комиссия по составлению нового Уложения государствен
***********************************************
Внимание!!!! Вам показано только 30% отсканированного документа. Если Вы считаете его интересным, Вы можете заказать услугу доставки.

Объем работы - 28 страниц.

Доставка осуществляется в течение 15 минут после подтверждения Вашей оплаты.

Чтобы получить полный документ на Ваш электронный ящик, оформите заказ, нажав на ссылку купить:

Стоимость: 450 руб

Купить

 



Комментарии

Пока нет ни одного комментария
*Имя:
Email:
Отсылать мне другие комментарии на этой странице
Скрыть мой email
*Текст:
 
Яндекс.Метрика

Copyright © 2002-2018 ООО "Информационный центр "Азбука" Все права защищены. Как открыть такой же магазин?
Создание и поддержка портала WebStar Studio